Село Черновая и его обитатели
Жизнь. История. Люди. Новости

Главная

Сельские малокомплектные школы: зарубежный опыт

Проблемы сельских малокомплектных школ остро обсуждаются уже не один год. По статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч - сельские, где учатся 4 миллиона человек. В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5-10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется удручающей.

В этой статье мы хотим описать опыт других стран, столкнувшихся с проблемами финансирования малокомплектных школ. И наглядно показать, что выход есть.

Для начала поговорим о том, что такое «малокомплектная школа» - по определению малокомплектная школа - школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс - комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Расположены такие школы в основном в сельской местности.

В каждой стране такие школы имеют свое предназначение, реализуют свою образовательную практику и политику. Так, французы называют сельские школы, в которых всего лишь один класс, «идеалом республики». В Норвегии половина малокомплектных школ занимается по системе объединенных классов. В Австралии с ее разбросанными поселениями большое значение для образования играло радио, а на Аляске - телевидение.

Рассмотрим подробнее образовательную политику тех стран, в которых есть положительный пример решения проблем малокомплектных сельских школ.
Хотелось бы начать с системы образования страны, которая уже много лет признается ведущей по качеству образования - Финляндия.

В Финляндии для спасения сельских школ создана и действует организация «Сельское движение». В частности, в Лапландии - местности, где проживает коренной народ Финляндии - саамы, большое количество малокомплектных школ. Соответственно их проблемы решают по-своему. Правительство Лапландии очень бережно относится к малокомплектным школам и к сохранению языка и культуры саамов. Например, детей в школу могут подвозить на расстояние до ста километров. И интернатов, подобных таким, в которых в России живут из удаленных от базовой школы населенных пунктов, в Лапландии нет. Для подвоза детей арендуют специальное такси, а муниципалитет оплачивает эти расходы. Густота населения на территории Лапландии сравнительно небольшая, отчетливых границ между поселениями нет. Это характерная картина для северной территории, где в основном всегда развивалось оленеводство. Она схожа для удаленных территорий Севера и Сибири России. Помимо этого демографическая ситуация в губернии Лапландии также не самая благоприятная. По данным декабря 2008 г., в Лапландии было всего 670 школьников, которые обучаются в 13 малокомплектных школах. В условиях, когда число учащихся менее 12 человек, выстраиваются оптимальные варианты обучения. Ситуация схожа с удаленными районами любой области России: часть предметов изучается одновременно учащимися разных классов под руководством одного учителя в одном кабинете. Отличие в том, что начальное школьное звено в лапландской школе не с 1-го по 4-й класс, как у нас, а с 1-го по 6-й класс. После девятого класса большинство учащихся выбирает профессиональное образование, а желающие продолжают учебу в вузах по своей специальности. На территории Финляндии действует два государственных языка - финский и шведский. Учащиеся школ могут выбрать для изучения еще английский или саамский. В свою очередь, существуют три разновидности саамского языка, носители которых не могут понимать друг друга. На уровне правительства предпринимается все возможное для сохранения всех трех разновидностей саамского языка. Существуют детские сады, программы которых построены по принципу языкового гнезда.

Также особый интерес для нас представляет подход в системе образования США к малокомплектным сельским школам. Так как наша страна, как и США, имеет большую территорию и ряд схожих проблем в организации обучения в сельской местности.
Сельские школы США во многом схожи с российскими. США, как и Россия, - страна с огромной территорией, где есть аграрные редко населенные районы, в которых социально-культурным центром становится сельская школа. Схожи и проблемы сельского образования в России и США. Однако подходы к решению отличаются. Специфика американской политики в области образования в настоящее время заключается в том, что в США стараются сохранить каждую, даже самую маленькую сельскую школу. Если же в округе остается совсем мало учеников, то там создаются так называемые однокомнатные школы. Однокомнатная американская школа напоминает сельскую школу в любом малолюдном регионе нашей страны. Суть в том, что один учитель занимается с детьми разных возрастов и часто преподает несколько предметов сразу. Каждый ребенок учится по индивидуальной программе. Главное отличие подобных школ в Америке - материальное поощрение учителей. Заработная плата педагога сельской «малокомплектной» здесь в два раза больше, чем у городского коллеги.
В США развернута программа реконструкции больших школ в маленькие, таким образом американцы пытаются справиться с волной подростковой агрессии.

Итог 

Проблемы и роль малокомплектных школ в современной образовательной ситуации различных стран отличаются друг от друга, не похожи принципы сохранения таких школ и образовательная практика, что представляет большой интерес. Одним из важных факторов, влияющих на жизнеустойчивость этих образовательных учреждений, является, прежде всего, твердая роль социальных институтов, активно функционирующих на селе, конечно, при условии, что демографическая ситуация в конкретном населенном пункте не будет ухудшаться. В этом случае сохранение малокомплектной школы имеет явные преимущества, как показывает опыт других стран, и позволяет по-новому определить концепции образовательных технологий и методик обучения, соответствующих дидактической базе малочисленных школ России.



Источник: kop.ru

Воспоминания о Советской школе

Мы не успеваем оглянуться.
Школьный первый звонок, и десять лет вперёд мчится быстро!!!)
Время было весёлое, сколько чудили,шутили мы на уроках тогда.
Галстук пионерский — » Будь готов,Всегда готов!!!»
А потом и комсомол -партия! Стройка -Целина! Бам!
Кучеряшки,бантики,перманент!!)))
Студенческая жизнь и разлетались,словно птицы -Кто -куда…
И приятно вспомнить,глядя на все предметы 60-70 годов!

 

Не так смешно, как умилительно. Детям 60-70-80-х посвящается

Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня.
Мы раньше много чего делали такого, что сейчас и в голову не взбредет делать. Более того, если ты сегодня хоть раз
сделаешь то, что тогда делал постоянно — тебя не поймут, а могут и за сумасшедшего принять.

Ну вот, например, помните, автоматы с газированной водой. Там еще был стакан граненный — один на всех. Сегодня никому и в голову не придет пить из общего стакана! (Сегодня его украдут через пять секунд после установки автомата, ровно за три секунды до того, как утащат и сам автомат…) А раньше ведь все пили из этих стаканов… Обычное дело! И ведь никто не боялся подхватить какую-нибудь заразу…

Воспоминания о 60-х,70-х,80-х

Кстати, эти стаканы использовали для своих дел местные пьяницы. И, представьте себе, вы только представьте это — они
ВОЗВРАЩАЛИ стакан на место! Не верит? А тогда — обычное дело!
В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок.

Подробнее

ИКТ-поддержка. Что это?

Об ИКТ-поддержке образовательного процесса сейчас говорят много. Достаточно только сделать запрос в любой поисковой системе и мы получим огромное количество ссылок на ресурсы,  где педагоги демонстрируют свое умение прикрутить цифровой ресурс к уроку. Тем самым эффективно используя компьютер, интернет и мультимедиа-файлы. Но действительно ли это информационно-коммуникационная поддержка образовательного процесса. Может ли учитель взяв чью-либо презентацию провести целый урок опираясь только на неё? Наверное, нет. Скорее учитель заново сконструирует урок, вставив всю презентацию или ее фрагмент в свой. Конечно, кроме презентаций иногда используются еще ментальные карты, флешкарты, вебквесты, кроссворды и др. Но презентации пока остаются самым массовым  способом использования компьютера для демонстрации наглядности учебного материала.  Кстати, если мы разместим презентацию в интернете на Google Docs, Prezy, Sliderocket или еще где и она будет доступна для просмотра онлайн, все равно это не ИКТ-поддержка, по моему мнению, конечно. 

В этом примере есть налицо информационная составляющая, а где коммуникационная? Где непрерывная связь между уроком, его конспектом, календарным планом, рабочей программой, учебно-методическим комплектом и федеральным государственным стандартом, наконец? Где связь с коллегами, авторами, учениками и учеников между собой? Я не говорю уже про родителей. Вы можете возразить, сказав, что для этого существуют иные средства и будете правы.  Для контроля за успеваемостью со стороны родителей есть, например "Сетевой город", Дневник.ru, электронные классные журналы (как правило коммерческие программы) и многое другое.

Подробнее: ИКТ-поддержка. Что это?

 
+