Село Черновая и его обитатели
Жизнь. История. Люди. Новости

Главная

ИКТ-поддержка. Что это?

Об ИКТ-поддержке образовательного процесса сейчас говорят много. Достаточно только сделать запрос в любой поисковой системе и мы получим огромное количество ссылок на ресурсы,  где педагоги демонстрируют свое умение прикрутить цифровой ресурс к уроку. Тем самым эффективно используя компьютер, интернет и мультимедиа-файлы. Но действительно ли это информационно-коммуникационная поддержка образовательного процесса. Может ли учитель взяв чью-либо презентацию провести целый урок опираясь только на неё? Наверное, нет. Скорее учитель заново сконструирует урок, вставив всю презентацию или ее фрагмент в свой. Конечно, кроме презентаций иногда используются еще ментальные карты, флешкарты, вебквесты, кроссворды и др. Но презентации пока остаются самым массовым  способом использования компьютера для демонстрации наглядности учебного материала.  Кстати, если мы разместим презентацию в интернете на Google Docs, Prezy, Sliderocket или еще где и она будет доступна для просмотра онлайн, все равно это не ИКТ-поддержка, по моему мнению, конечно. 

В этом примере есть налицо информационная составляющая, а где коммуникационная? Где непрерывная связь между уроком, его конспектом, календарным планом, рабочей программой, учебно-методическим комплектом и федеральным государственным стандартом, наконец? Где связь с коллегами, авторами, учениками и учеников между собой? Я не говорю уже про родителей. Вы можете возразить, сказав, что для этого существуют иные средства и будете правы.  Для контроля за успеваемостью со стороны родителей есть, например "Сетевой город", Дневник.ru, электронные классные журналы (как правило коммерческие программы) и многое другое.

Только вот в нашей школе после смены администраторов мы уже год не можем восстановить доступ к системе.  Да и по работе с системой очень много  нареканий от учителей других школ.

Для общения коллег существуют многочисленные форумы, интернет сообщества, например: Педсовет.su,  или электронный научно-методические журналы такие как Tea4er.Ru. Да и с цифровыми образовательными ресурсами у нас не так уж плохо. Вон их сколько в единой коллекции ЦОР или на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Кому интересно, в моем блоге есть подборки таких ресурсов.

Но  положа руку на сердце, скажите, кто из учителей может похвастаться, что утром входя в класс и включая компьютер, видит перед собой план на день, объявление от администрации школы, вопросы учеников, не до конца разобравшихся в теме. Может ли похвастаться учитель, что одним щелчком по календарю или расписанию уроков на экране, он переходит к стройному план-конспекту урока, в котором по минутам расписано, когда и что делает он, а когда его ученики. Что не выходя из плана урока, также одним щелчком он демонстрирует видео или презентации или просто фотографии на экран, запускает интерактивные задания на компьютеры учеников. После выполнения заданий учениками система сохранит их результаты в базе данных и выведет анализ в графической форме. И на этом графике учитель увидит, что Ване лучше даются упражнения, где нужна логика, а Машеньке те, что нагляднее или наоборот.

А у кого из учителей ученики после школы не зависают в "одноклассниках", а идут на сайт ИКТ-поддержки учителя и выполняют домашнее задание. А перед глазами у них в это время  весь сегодняшний урок в деталях, с фото и видео иллюстрациями, аудиозаписями,  с дополнительным материалом, с ссылками на интернет - ресурсы, и, даже с играми, которые в веселой и занимательной форме помогают закрепить материал. И общение учителя с учениками продолжается, теперь уже через интернет. Не секрет, что современных детей трудно оторвать от компьютера, так может в такой форме им интереснее будет делать домашнее задание. И снова система скрупулезно соберет информацию по каждому ученику, занесет в базу, синхронизирует с результатами в школе и поставит оценку. И родители смогут проверить как работает их ребенок, войдя в систему под своим родительским логином.

Я уже слышу упрек нетерпеливого читателя: "Ну ладно, размечтался. А сам-то что предлагаешь?"

Во-первых, разобраться с тем, что мы понимаем под ИКТ-поддержкой.

Во-вторых, сформулировать идеальную модель, идеальное автоматизированное рабочее место учителя, которое действительно бы разгрузило нас, высвободило время, сделало бы процесс обучения более интересным и творческим, как для учеников, так и для учителя.

В-третьих, объединиться и создать такую систему и пользоваться ею коллективно.

Наверное, кто-то усомниться и скажет, что это очень сложная система, что мы учителя, а не программисты, что такими разработками должны заниматься специализированные фирмы или даже научные институты.

А они и занимаются, выигрывая тендеры за откаты чиновникам, отсекая рядового пользователя от исходного кода и от инструментов для разработки. Даже если эти фирмы создают и развивают свой продукт на основе открытого кода, они заинтересованы в прибыли и пытаются закабалить пользователя другими средствами. Но это не тема

данной статьи.

Я также хочу обратить ваше внимание, что не коммерческие фирмы или государственные институты создали одну из самых надежных в мире операционных систем - ОС Linux, а также на то, какой огромный арсенал приложений создан сообществом свободных программистов. Я о том ПО, которое распространяется по лицензии GNU GPL.

Кстати, многое о чем я писал выше из того, что бы мне хотелось видеть в идеальной модели, уже существует в мире свободного программного обеспечения. Поэтому создавать что-либо с нуля практически не придется или придется, но не много.

Я не хочу изобретать велосипед, поэтому ищу на просторах интернета что уже сделано в этой области.

Вот например, как понимают ИКТ-поддержку в Московском институте открытого образования: в институте существуют дистанционные курсы повышения квалификации учителей. Один из них - "Информационные технологии в преподавании иностранных языков", авторами которого являются два замечательных педагога: Наталья Владиславовна Ганичева и Наталья Анатольевна Раева. В программе курса предусмотрено обучение слушателей работе с инструментами подготовки и конструирования современного урока. А самое важное, на мой взгляд, то, что они дают знания, как подготовить свой собственный курс в  системе управления обучением (LMS) Moodle. Именно этот курс, связанный с календарем, начиненный учебными модулями и мультимедиа ресурсами,  является ИКТ-поддержкой. Кроме того институт предоставляет  личное пространство на сервере с Moodle для создания своего собственного  курса каждому слушателю. Одним из больших минусов этого проекта является то, что он ориентирован только на московских учителей, другим то, что он не ставит своей целью создание действующей  системы ИКТ-поддержки образовательного процесса на основе объединения и координации усилий учителей всей страны.

Представляете, если бы тысячи и тысячи учителей по всей стране, подключившись к такому проекту, работая каждый над своим кусочком образовательной программы, принимая советы и критику, создавали и совершенствовали бы образовательный контент. То уже через два-три года мы имели бы полноценный инструмент.

 

Итак:

Идеальная модель ИКТ-поддержки образовательного процесса с точки зрения рядового учителя. 

Цель: Облегчить тяжкий труд учителя, улучшить наглядность и понимание учебного материала, в одном месте получить доступ к материалам всей школьной программы, сделать более привлекательным процесс обучения, автоматизировать рутину.

  1. На основе образовательного стандарта и примерной программы система должна задавать некий каркас и шаблоны для написания курса.
  2. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование, образовательный контент на основе выбранного УМК (или авторской программы) и расписание взаимосвязаны и определяют логику и внутреннюю структуру курса. Хотелось бы введя расписание и выбрав УМК, получить готовый КТП, а используя метаданные и структуру курса, получить  рабочую программу. Или наоборот используя рабочую программу, которая уже введена в систему, собрать урок как ЛЕГО-конструктор.
  3. План-конспект урока или поурочный план связан с полным контентом урока, который доступен ученикам и в классе, и дома через интернет. Поурочный план (план-конспект) является опорным элементом при проведении урока в классе, а при самостоятельном изучении темы связан с набором правил прохождения материала урока, который не позволяет ученику закончить изучение раньше, чем будут выполнены все необходимые упражнения или набран проходной бал.  
  4. При конструировании урока имеется возможность использовать различные мультимедиа-ресурсы, а также ЦОР (SCORM, IMS и т.д.).
  5. Для подготовки контента урока должны  использоваться свободные средства авторской разработки такие как  eXe-learning, jClic и др., а также различные web 2.0 ресурсы.
  6. К каждому ученику можно применить дифференцированный подход и в смысле подбора обязательных заданий, и в смысле проходного бала.
  7. Ученики должны иметь возможность получать дополнительную информацию для более углубленного изучения темы или справочную информацию по теме для лучшего понимания..
  8. Модель должна легко интегрироваться в электронный документооборот школы или иметь возможность экспорта-импорта отчетности и документации.
  9. Модель должна быть одинаково пригодна для очного, дистанционного  или самостоятельного обучения.
  10. Система должна быть доступна 24 часа в сутки онлайн и обеспечивать возможность коллективного творчества. Организация сотрудничества и соблюдение авторских прав должно осуществляться на принципах open source - "открытого кода".
  11. Обеспечивать возможность экспорта курсов для использования локально на компьютере учителя.
  12. Обеспечивать возможность доступа к инструментам авторской разработке обучающего контента и эффективное освоение их. То есть, система учит не только учеников, но и учителей.

Практически все, что я упомянул в описании идеальной, с моей точки зрения, модели можно реализовать в современных свободно распространяемых LMS, например Moodle или не  очень свободных, например e-Front.

Хотелось бы узнать мнение коллег: "Как они видят идеальную модель ИКТ-поддержки образовательного процесса?" и какова идеальная модель с точки зрения чиновника от образования?  И особенно интересно мнение корифеев педагогической науки.

 

О путях достижения:

  1. Поиск единомышленников.
  2. Выбор площадки для системы ИКТ-поддержки (хостнга).
  3. Выбор инструментальных средств.
  4. Сделать сборку операционной системы на базе Linux c установленным LAMP (локальным сервером, позволяющим работать с системой оффлайн) и всеми инструментами авторской разработки.
  5. Написание обучающих курсов по работе с этими инструментами для для тех, кто хотел бы, но не умеет.
  6. Организация работы интернет-сообщества: форум, обсуждение.
  7. Наполнение системы образовательным контентом.
  8. Организация обратной связи с учениками и учителями использующих систему.
  9. Поиск финансовых и информационных спонсоров для организации конкурсов и поощрения творчества, а также для поддержки развития и расширения системы.

По многим путям достижения есть уже конкретные идеи. Есть экспериментальные площадки для отработки различных сторон функционирования такой системы и создания образовательного контента.  efront.22web.org

 

Конечно, за год, за два я сделаю "ИКТ-поддержку" по своему предмету, но сообща можно сделать лучше и быстрее.

 

Замечания, предложения, критику можно, оставлять в блоге в разделе комментарии по адресу http://s4istogolista.blogspot.ru/.

 

 
+