Тезисы доклада председатель оргкомитета «Сельской России» Сергея Шугаева на конференции «Формирование сельской социальной инфраструктуры: опыт и перспективы» в рамках выставки «Агрорусь 2010». Санкт-Петербург, 26 августа 2010.
России необходима гражданская политическая сила, способная проявить волю для решения проблем сельского хозяйства и сельских территорий - БЕЗ СЕЛА НЕТ РОССИИ!
Экономика России, начиная с либеральных реформ Гайдара, оказалась в тяжелейшем постоянном структурном кризисе, где слово «структурный» имеет вполне понятный смысл: структура входящих и выходящих отраслевых потоков в экономике долгое время как и сейчас была такова, что она не может сохраниться без существенного искусственного (государственного) вмешательства. В данном случае ярко стало проявляться нарушение межотраслевых балансов, который мы все наблюдали – одни отрасли разрушались (их большинство), другие стагнировали или, используя еще советский потенциал, развивались, но только экстенсивно. К сожалению, вообще понятие межотраслевых балансов было исключено из лексикона макроэконимистов из Минфина.
До сих пор стабильность общества обеспечивалась усилением государственного влияния на все сферы его жизнедеятельности. Что проявилось в реализации концепции и суверенной демократии, и усиления вертикали власти.
В кризисные годы масштаб такого необходимого вмешательства стал выходить за пределы возможности нашего государства. При этом, государство на первой волне кризиса в первую очередь стало вливать средства (поддерживать) в отрасли, обеспечивающие приток средств в экономику и бюджет, не задумываясь над проведением структурных реформ, демпфируя последствия перекосов, как и прежде, увеличением доли социальных затрат. Однако перед лицом следующей волны кризиса масштаб государственных компенсаций структурного дисбаланса экономики, очевидно, начнет зашкаливать. И хотя новый кризис, по утверждению властей еще и не начался, тем не менее, только за апрель Резервный фонд страны уменьшился на 25%, что связанно с покрытием дефицита бюджета. Поэтому структурный кризис неизбежно перейдет уже в ближайшее время в острый системный кризис.
Системный кризис - это кризис, выход из которого возможен только за счет слома старого экономического механизма. А слом старого механизма это уже новые модели экономики, новые парадигмы и цели общества, и…. новые элиты (или новое целеполагание элиты как функции в обществе). Т.к. неизбежно нарушатся устоявшиеся потоки негармоничного распределения общественных благ, генерирующие все большее расслоение общества и социальное неравенство. Или государство надорвется и рассыплется, поддерживая стабильность в рамках старого механизма, или «надорвется» народ, что чревато социальными потрясениями.
Аграрный комплекс и село в своей ментальности вышел из социализма в дикий рыночный нерегулируемый капитализм без должной поддержки государства без четкой программы модернизации, тем самым все село подверглось немотивированному с точки зрения разума разрушению и оскорбительному к себе отношению со стороны другой, городской части общества и, прежде всего государства и крупного бизнеса.
Российское село и аграрии только сейчас начинают самоиндентифицироваться и осознавать себя как источник силы, стабильности и ЦЕЛОСТНОСТИ всего российского государства. И это тоже объективный эволюционный процесс, который нам нужно понимать! Но пока никто не указал селу всем понятный практически реализуемый путь к возрождению. Те несистемные, нерегулярные и противоречивые меры поддержки сельхозпроизводства и села, проводимые правительством, а я не имею в виду. Они не достаточны и пока неэффективны.
Сегодня в нашем обществе «бесконечной наживы» и люди и чиновники поставлены в условия, когда извлечение прибыли любой ценой становится смыслом жизни каждого. Это деформирует сознание российского общества. А село принять эти правила не способно в принципе, т.к. сельский уклад как у нас и везде в мире – это образ жизни и источник «иррациональной» (духовной и культурной) силы государства, а не бизнес!
Для проявляющейся гражданской политической силы российского села нужно добиваться, в первую очередь, справедливого перераспределения национального дохода в пользу сельских территорий и сельскохозяйственного производства. Другими словами, восстановить межотраслевые балансы, разрегулированность которых привела страну к системному кризису. Это базовый тезис, реализация которого должна, в первую очередь, решить вопросы занятости на селе и многочисленные социальные проблемы сельских территорий.
В политике же этой силе нужно добиваться закрепленного в Конституции РФ перераспределения властных полномочий в пользу самого близкого к людям звена – местного самоуправления, расширив при этом возможность участия каждого гражданина России в управлении, путем свободного открытого выбора всех низовых звеньев управленческих систем государства: от старост и глав сельских поселений, районов, начальников муниципальных отделений милиции до муниципальных судей.
Что касается текущей политики государства в отношении села и сельского хозяйства то нужно обратить внимание на проблему отсутствия скоординированной и согласованной позиции между агропроизводителями в отстаивании своих базовых интересов на уровне законодательной и исполнительной власти на Федеральном уровне. По нашему мнению, это проявляется по причине отсутствия внятной агрополитики государства.
Однако с нашей точки зрения проблема стоит гораздо шире, нежели только в действенной координации усилий агропроизводителей или воссоздания новой аграрной партии (к сожалению, до понимания этого современное гражданское общество еще должно самостоятельно дойти).
Для большинства рядовых граждан, как нашей, так и любой другой страны, не важно, выработаны ли продукты питания из сырья, произведённого в собственной стране, или завезены из-за рубежа, главное, чтобы они имелись в магазинах и по доступной цене.
Вопрос происхождения продуктов питания, однако, не безразличен стране в целом, особенно стране, располагающей подобно России, значительными земельными ресурсами и недоиспользованным сельскохозяйственным потенциалом. Собственное продовольствие – это не только фактор государственной независимости, но и трудовая занятость, общественное спокойствие, заселённость сельских территорий. Отсюда две автоматически устанавливаемые цели государственной аграрной политики, определяемые необходимостью продовольственного обеспечения городов и особенно закрепления для этого трудовых ресурсов в сельской местности:
1. Выход на объёмы производства сырья и массовых продуктов питания, обеспечивающие внутреннее потребление по ценам, не превышающим цены импорта, затем расширение экспорта;
2. Закрепление сельских трудовых семей (в том числе фермеров) в местах проживания, путём организации научно-образовательного обеспечения, оказания финансовой и технологической помощи.
Цели различны, каждая требует своего механизма достижения. Если союз агропроизводителей, в основном, ставит перед собой достижение первой цели, видя объективные противоречия между экспортерами и производителями, ориентируемых на внутренний рынок, то Сельская Россия во главу угла ставит достижение и второй, как основы общественной стабильности и территориальной безопасности страны. При этом, надо четко понимать, что второй цели нельзя достичь, не стремясь к достижению первой, как основы развития сельских территорий.
http://www.selros.ru/content/509/bez-sela-net-rossii
Сегодня
+20